Рассмотрены автомобили Хёндай Санта Фе 2-го поколения 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 года выпуска с бензиновыми двигателями: 2.4 л (174 л.с.).
Двигатель четырехцилиндровый, рядный, поперечно расположенный, с верхним расположением двух распределительных валов 1 и 2 (рис. 5.15), имеет по четыре клапана на каждый цилиндр.
Рис. 5.15. Привод газораспределительного механизма и балансирных валов двигателя объемом 2,4 л: 1 — распределительный вал выпускных клапанов; 2 — распределительный вал впускных клапанов; 3 — звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 4 — болт крепления звездочки распределительного вала; 5 -болт крепления башмака натяжителя цепи привода газораспределительного механизма; 6 — электромагнитный клапан CVVT; 7 — болт крепления электромагнитного клапана CVVT; 8 — цепь привода газораспределительного механизма; 9 — направляющий башмак цепи привода газораспределительного механизма; 10 — болт крепления направляющей башмака цепи привода газораспределительного механизма; 11, 13, 14 — болты крепления крышки цепи привода газораспределительного механизма; 12 — сальник коленчатого вала; 15 — крышка цепи привода газораспределительного механизма; 16 — болт крепления башмака натяжителя цепи привода балансирных валов; 17 — болт крепления натяжителя цепи привода балансирных валов; 18 — натяжитель цепи привода балансирных валов; 19 — башмак цепи привода балансирных валов; 20 — цепь привода балансирных валов;21 — болты крепления направляющего башмака цепи привода балансирных валов; 22 — башмак цепи привода балансирных валов; 23 — башмак цепи привода газораспределительного механизма; 24 — болты крепления натяжителя цепи привода газораспределительного механизма; 25 — натяжитель цепи привода газораспределительного механизма
Головка блока цилиндров 9 (рис. 5.16) изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки). В головки запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и регатов, а также каналы главной масляной магистрали. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.
Рис. 5.16. Газораспределительный механизм двигателя объемом 2,4 л: 1 — передняя крышка распределительных валов; 2, 4 — вкладыши распределительного вала; 3 — звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 5 — болт крепления звездочки распределительного вала выпускных клапанов; 6 — электромагнитный клапан CVVT; 7 — болт крепления электромагнитного клапана CVVT; 8 — болт крепления головки блока цилиндров; 9 — головка блока цилиндров; 10 — крышки распределительных валов; 11 — распределительный вал выпускных клапанов; 12 — распределительный вал впускных клапанов; 13 — гидротолкатель клапана; 14 — сухари тарелки клапана; 15 — тарелка клапана; 16 — пружина клапана; 17 — направляющая клапана; 18 — клапан; 19 -прокладка головки блока цилиндров
Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках с тонкостенными стальными вкладышами, покрытыми антифрикционным слоем. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя полукольцами.
Маховик, отлитый из чугуна, установлен на заднем конце коленчатого вала и выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями.
Распределительные валы установлены в постели подшипников, выполненные в теле головки, и закреплены крышками. Распределительные валы приводятся во вращение цепью от звездочки распределительного вала.
Блок цилиндров представляет собой единую отливку, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выполненных в виде перегородок картера. Блок изготовлен из специального высокопрочного чугуна с цилиндрами, расточенными непосредственно в теле блока. Крышки коренных подшипников, обработанные в сборе с блоком, невзаимозаменяемы. На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агзакреплен болтами. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером. Помимо этого на маховике выполнен зубчатый венец, играющий роль задающего кольца для датчика положения коленчатого вала системы управления двигателем. На автомобили с автоматической коробкой передач вместо маховика устанавливают ведущий диск гидротрансформатора.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые канавки для двух компрессионных, а также маслосъемного колец.
Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична конструкции коренных подшипников.
Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.
Система смазки комбинированная.
Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.
Система охлаждения герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос. Для поддержания нормальной рабочей температуры жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питания состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, установленного в модуле топливного насоса, регулятора давления топлива, форсунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.
Силовой агрегат (двигатель со сцеплением, коробкой передач, главной передачей и раздаточной коробкой) установлен на четырех опорах с эластичными резиновыми элементами: двух боковых (правой и левой), воспринимающих основную массу силового агрегата, а также задней и передней, компенсирующих крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.
Балансирные валы установлены в блоке цилиндров и предназначены для гашения сил инерции. Валы расположены параллельно друг другу и вращаются в противоположные стороны с частотой вращения вдвое большей, чем у коленчатого вала. Для лучшего уравновешивания двигателя балансирные валы расположены в блоке цилиндров над коленчатым валом.