Самый надёжный компрессор — это насос. Никто с этим спорить не станет, однако, даже у самого прожженного консерватора в багажнике (а в гараже — это точно) стоит хороший компрессор. Он сможет не только подкачать колесо до определённого давления, но и в зависимости от производительности, выполнить кучу других полезных дел.
Насколько нужны маломощные устройства для подкачки притом что почти на каждой сетевой заправке установлено устройство для контроля давления в шинах, вопрос спорный. Но когда до ближайшей из них полторы сотни километров, а колесо спустило, волей-неволей приходится жалеть, что до сих пор не удосужился выбрать и купить правильный автомобильный компрессор. Абсолютно не претендуя на стопроцентную объективность, постараемся определить какой компрессор лучше и нужен ли он вообще.
Зачем нужен автокомпрессор
По сути, речь идёт о цене устройства и его необходимости в дороге и в гаражном хозяйстве. Подкачать колесо, надуть мяч, матрас или лодку — с этими задачами справятся самые недорогие устройства. Как правило, это компрессоры мембранного типа производства братского Китая и цена их редко переваливает за тысячу рублей. Сломался — не жалко. Остальные устройства уже требуют более взвешенного подхода к выбору, изучения всевозможных рейтингов и тестов, которые не публикуют только ленивые издания.
Сложность в выборе более дорогого компрессора в том, что судить о его качествах и соответствии реальных характеристик заявленным, можно только по отзывам владельцев. Или досконально зная конструкцию и устройство каждого из типов компрессоров.
Виды компрессоров для автомобилей
Существуют два самых распространённых типа компрессоров: мембранные и поршневые. Какой компрессор лучше, однозначно сказать довольно трудно, поскольку у каждого из них есть свои особенности, положительные и отрицательные стороны.
Мембранные компрессоры. Нагнетание давления воздуха в таких устройствах происходит за счёт возвратно-поступательного движения мембраны, выполненной из прорезиненой ткани (армированной резины). Приводной шток мембраны приводится в движение электродвигателем посредством редуктора, а трущихся деталей в самом компрессоре минимум — подшипники и направляющая штока. Отсюда следуют преимущества компрессоров такого типа: ремонтопригодность, диафрагму всегда можно заменить; более длительный срок эксплуатации, поскольку потенциально нагруженных деталей в механизме очень мало; невысокая цена; компактные размеры; низкая теплоотдача. Тем не менее и недостатков у мембранного компрессора хватает — это и низкий КПД (малая производительность), и затруднения при работе в условиях низких температур, поскольку мембрана может потерять эластичность и попросту прорваться.
Максимальное давление таких устройств редко превышает 3-3,5 Атм, а максимальная производительность может колебаться в пределах 10-15 л/мин. Словом, колесо диаметром 16 дюймов качать придётся долго, а время непрерывной работы устройств, как правило, сильно ограничено. Но для подкачки 12-13-дюймовых колес они вполне пригодны.
Компрессоры поршневые. Существует мнение, что поршневой компрессор гораздо производительнее мембранного. Безусловно, это так, но с учётом объёма цилиндра. Производительное устройство, которое способно выдать хотя бы 35-40 л/мин и максимальное давление в 8-10 Атм, должно иметь относительно большие габариты и вес. Надежность поршневых компрессоров также под вопросом, поскольку никто не знает, из чего выполнен поршень и гильза. В самых недорогих моделях поршни изготовлены из прочного, но пластика или из недорогого сплава. Поэтому о длительном сроке службы такого устройства говорить также не приходится, равно, как и о ремонтопригодности.
К минусам поршневых компрессоров можно смело отнести: высокий уровень нагрева трущихся элементов цилиндро-поршневой группы; отсюда вытекает небольшой период непрерывной работы, примерно 15-25 минут; высокая цена; высокий потребляемый ток. Но им все прощают за производительность и высокое максимальное давление. Причём чем больше и мощнее устройство, тем выше у него ресурс, поскольку он будет редко работать на пределе возможностей.
Как выбрать компрессор для авто по характеристикам
На самом деле, здесь все проще, чем кажется. Если отталкиваться от потребностей конкретного автомобиля и не смотреть в перспективу (а вдруг завтра появится крупный кроссовер или минивен), то можно смело выбирать устройство по производительности.
Для любого легкового автомобиля с диаметром диска 13-14 дюймов вполне достаточно компрессора производительностью 30-40 л/мин.
Большой кроссовер, пикап или внедорожник будут требовать устройства с производительностью от 50 л/мин, а для грузовика подойдёт компрессор, способный накачать 60-70 л/мин. Ещё одним важным критерием выбора правильного устройства считается максимальное давление, но если учесть, что для среднего автомобиля достаточно давления в 2-3 Атм, то этот параметр не кажется таким уж актуальным.
Производители недорогих моделей иногда лукавят, указывая потолок давления в 18-20 Атм. Как правило, это не соответствует действительности и к этим цифрам нужно относиться с определённой долей скептицизма. Остальные характеристики автомобильных компрессоров — точность показания манометра, габариты и вес, естественно, будут соответствовать заявленным производителем.
Единственное, на что стоит обратить внимание — на наличие шланга и длину провода питания. Ведь гораздо удобнее подключить устройство напрямую к АКБ проводами с зажимами-крокодилами (чтобы не перегружать бортовую сеть) и не переносить компрессор от колеса к колесу, а пользоваться спиральным шлангом. Остальные полезные опции: фонарь, наличие насадок для накачки лодок и матрасов, наличие автоматического отключения при подкачке колеса до заданного давления, влияют только на цену и на личные предпочтения автолюбителя.