Рабочий цикл четырехтактного двигателя

Рабочий цикл четырехтактного двигателяРабочий цикл четырехтактного двигателяРабочий цикл четырехтактного двигателя

Рабочий цикл четырехтактного двигателя делится на четыре такта, которые происходят за два полных оборота коленчатого вала. Различают следующие четыре такта:

Первый такт — впуск
Поршень движется при открытом впускном и закрытом выпускном клапанах из верхней мертвой точки (ВМТ) в нижнюю мертвую точку (НМТ). Возникающее при этом в цилиндре разрежение втягивает в цилиндр порцию топливовоздушной смеси. Величина давления при этом составляет несколько десятых бара.

Второй такт — сжатие
При закрытых клапанах поршень движется из нижней мертвой точки в верхнюю мертвую точку и сжимает заряд топливовоздушной смеси. Давление и температура в цилиндре растут. Их максимальные значения составляют: • для дизельного двигателя — давление 30-50 бар, температура 550-700 °С; • для бензинового двигателя — давление 10-16 бар, температура 350-450 °С.

Третий такт — рабочий ход.
Клапаны закрыты. Сгорание топливовоздушной смеси начинается в верхней мертвой точке поршня. В результате в цилиндре повышаются температура и давление, максимальные значения которых составляют:
• для дизельного двигателя — давление 60-100 бар, температура около 2000 °С;
• для бензинового двигателя — давление 40-70 бар, температура около 2500 °С.

В двигателе с наддувом давление в цилиндре гораздо выше. Газы, являющиеся продуктом сгорания топливовоздушной смеси, начинают расширяться, воздействуя на поршень и перемещая его к нижней мертвой точке. Именно в течение этого такта газы совершают полезную работу, почему такт и называется «рабочий ход». В течение следующих трех тактов, наоборот, поршень воздействует на газы в цилиндре.

Четвертый такт — выпуск
При открытом выпускном и закрытом впускном клапанах поршень выталкивает из цилиндра отработавшие газы, лишенные своей энергии. При этом в цилиндре присутствует незначительный вакуум. На рисунке ниже представлены четыре такта и соответствующая диаграмма работы двигателя в координатах p,V.

Рабочий цикл четырехтактного двигателя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: