Колеса автомобиля состоят из двух основных элементов — обода колеса (колесного диска) и шины.
Колесные диски
На автомобили Skoda Octavia устанавливают колесные диски двух типов: стальные штампованные или легкосплавные литые. Стальные колесные диски изготовляют из двух частей. Обод колеса, на который устанавливается шина, и собственно диск соединяют друг с другом сваркой. У литых колесных дисков обе части объединены в единую деталь.
Параметры колесных дисков: А — ширина профиля обода ( в дюймах); В — ферма бортовой закраины; С — диаметр обода (в дюймах); D — количество отверстий под болты; Е — профиль борта покрышки; F — вылет ET (в мм); G — точка, в которой измеряется максимальное биение диска; Н — центр диска
Параметры колесных дисков, показанные на рис. 14.1, отражены в маркировке дисков. Маркировка колесного диска, например,
6,0Jx15 94W расшифровывается следующим образом:
6,0 ширина профиля обода в дюймах;
J — форма бортовой закраины обода (J-образная);
х — глубокий обод;
15 — диаметр обода 8 дюймах;
94 — индекс нагрузки;
W — индекс скорости.
Шины
Шина — сложное высокотехнологичное изделие. От конструкции и качества установленных на автомобиль шин во многом зависит комфортность и безопасность езды.
Шины — одни из немногих деталей автомобиля, при покупке которых автовладелец имеет большую свободу выбора и может проявить творческий подход.
В настоящее время в продаже представлены сотни моделей шин от десятков производителей. Этот раздел призван помочь автовладельцам разобраться в основных особенностях конструкции шин и сделать правильный выбор при покупке.
Покрышка — упругая резинокордная часть пневматической шины, воспринимающая тяговые и тормозные усилия и обеспечивающая сцепление резины с дорогой. Основными элементами покрышки являются каркас 2 (рис. 14.2), брекер 4, протектор 5, боковины 1 и борта 9.
Камера (ездовая камера) — резиновая кольцевая труба со специальным вентилем. Камерная шина — покрышка в комбинации с камерой.
Бескамерная шина — покрышка, не требующая камеры. Герметичность полости достигается особым строением самой покрышки и обода. Каркас — важнейшая силовая часть шины,
обеспечивающая ее прочность, воспринимающая внутреннее давление воздуха и передающая на колесо нагрузки от внешних сил, действующих со стороны дороги.
Задачей каркаса является поддержание амортизационных свойств шины, а также удерживание в шине необходимого для этого количества воздуха.
Каркас состоит из одного или нескольких, наложенных друг на друга слоев обрезиненного корда. В зависимости от конструкции каркаса, размеров, допустимой нагэузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может изменяться от 1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельскохозяйственных шинах и пр.).
Брекер часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и протектором шины Он служит для улучшения связей каркаса с протектором, предотвращает его отслоение под действием внешних и центробежных сил. амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление каркаса механическим повреждениям.
Элементы конструкции шины: 1 — боковина; 2 — каркас; 3 — плечевая зона; 4 — брекер; 5 — протектор; 6 — камера; 7 — ободная лента; 8 — обод; 9 — борт
В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположена диагонально независимо от конструкции шины. В зависимости от материала корда шины подразделяются на шины с текстильным брекером, шины с металлическим брекером, а при использовании металлокорда и в каркасе — цельнометаллокордные.
Виды каркаса шин: А — шина диагональной конструкции; Б — шина радиальной конструкции; 1 — посадочные поверхности; 2 — обод; 3 — нити корда; 4 — брекер; 5 — боковина; 6 — протектор
Маркировка шин
На боковины шин наносят маркировку, в которой указаны основные их параметры. Например, маркировка 185/65 R15 91W расшифровывается следующим образом:
185 ширина шины, мм;
65 — отношение высоты к ширине профиля, %;
R радиальная шина;
15 — диаметр диска в дюймах;
91 — допустимая нагрузка на шину (допустимая нагрузка 615 кгс на одну шину);
W — максимально допустимая скорость движения (возможны варианты: Т — 190 км/ч;
Н — 210 км/ч; V — 240 км/ч; W — 270 км/ч).
На боковую поверхность шины в зависимости от типа и страны производителя могут быть дополнительно нанесены следующие специальные обозначения, дающие более подробную информацию о данной модели.
REINFORCED (усиленная) — для шин с повышенной грузоподъемностью.
REGROOVABLE для шин, на которых возможно углубление рисунка нарезкой.
STEEL (steel belted) — шина имеет опоясывающий металлический корд.
FMVSS (Federal Motor Vehicle Standards) — нормативы безопасности.
TUBELESS — бескамерная конструкция шины.
TUBED TIRE — камерная конструкция шины.
PLIES TREAD — состав слоя протектора.
SIDEWALL — состав слоя боковины
ROTATION — направление вращения
LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля (для шин с направленным рисунком протектора).
RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля (для шин с направленным рисунком протектора).
OUTSIDE (Side facing outwards) — внешняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора)
INSIDE (Side facing inwards) — внутренняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора).
DA (штамп) — незначительные производственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации.
Часто буквами могут быть указаны условия эксплуатации, например:
M+S («Mud»+«Snow» — грязь и снег);
R+WI«Road»+«Winter» — дорожная и зимняя);
WINTER зима;
RAIN дождь;
WATER или AQUA — вода;
AW (Any weather) всепогодная;
ALL SEASON (всесезонная) и т.п. — шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
Некоторые производители вместо буквенных обозначений используют пиктограммы (солнышко, снежинка, тучка и тд).