На автомобили Hyundai Elantra, оснащенные механической коробкой передач, устанавливают сухое однодисковое сцепление с центральной диафрагменной пружиной.
Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и предназначено для разъединения и соединения маховика, расположенного на коленчатом валу двигателя, и первичного вала коробки передач.
Сцепление состоит из ведомого (фрикционного) диска, кожуха сцепления с нажимным диском и диафрагменной пружиной, механизма выключения сцепления.
Рис. 6.1. Сцепление: 1 — кожух сцепления с нажимным диском; 2 — диафрагменная пружина; 3 — ведомый диск; 4 — маховик
Нажимной диск смонтирован в стальном штампованном кожухе 1 (рис. 6.1), прикрепленном шестью болтами к маховику 4 двигателя. Ведомый диск 3 установлен на шлицах первичного вала коробки передач и зажат диафрагменной пружиной 2 между маховиком и нажимным диском.
Рис. 6.2. Картер сцепления Hyundai Elantra HD J4: 1 — картер сцепления; 2 — подшипник выключения сцепления; 3 — направляющая втулка подшипника выключения сцепления; 4 — вилка выключения сцепления
Подшипник 2 (рис. 6.2) выключения сцепления установлен на направляющей втулке 3, запрессованной в картер 1 сцепления, и перемещается по втулке вилкой 4, которая, в свою очередь, приводится в действие рабочим цилиндром гидропривода выключения сцепления.
Гидравлический привод выключения сцепления состоит из главного цилиндра, установленного в моторном отсеке гидравлического демпфера, который находится в контуре гидравлического привода между главным и рабочим цилиндрами рабочего цилиндра, установленного на картере сцепления трубопровода, включающего в себя трубки и шланг, а также педали сцепления, кронштейн которой прикреплен к кузову. В исходное положение педаль возвращается пружиной.
Главный цилиндр соединен шлангом с бачком, установленным на главном тормозном цилиндре (общий бачок для обоих главных цилиндров). В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость. Предусмотрена регулировка привода выключения сцепления в эксплуатации.
Ход педали сцепления проверяют для оценки его технического состояния и при выяснении причин нарушения нормальной работы (сцепление «ведет», «пробуксовывает» и пр.). «Пробуксовку» сцепления можно определить по тахометру. Если во время движения при резком нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом немного снижаются и автомобиль начинает разгоняться, то сцепление надо отремонтировать.
Проверьте свободный ход педали. Для этого нажмите на педаль до появления ощутимого сопротивления ее перемещению. Измеренное значение должно быть в пределах 6-13 мм.
Измерьте высоту педали. Расстояние Н от площадки педали до пола должно составлять (140±3) мм. Если свободный ход педали больше, возможно нечеткое выключение сцепления (сцепление «ведет»). При чрезмерно малом свободном ходе или его полном отсутствии сцепление не полностью включается (сцепление «пробуксовывает»).
Если свободный ход отличается от номинального значения ослабьте на педальном узле затяжку контргаек и, изменяя положение упорного болта добейтесь требуемого значения свободного хода.
При этом должен появиться небольшой зазор между педалью сцепления и упорным болтом, номинальное значение которого должно составлять 0,5-1,0 мм.
Если педаль выключения сцепления отрегулировать не удается, прокачайте гидропривод или замените сцепление.