Не открывайте крышку расширительного бачка и не снимайте термостат до полного остывания двигателя!
Общая информация
1. Термостат предназначен для ускорения процесса прогреаа двигателя и делит систему охлаждения на два контура: большой и малый. Пока температура охлаждающей жидкости не достигнет определенного значения (как правило, термостаты отрегулированы на температуру 80 — 90″С) клапан термостата закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, не попадая в радиатор. В результате двигатель быстро прогревается до нормальной рабочей температуры. При превышении некоторого порогового значения температуры охлаждающей жидкости наполнитель термостата начинает расширятся и открывает клапан — жидкость начинает циркулировать по большому контуру через радиатор.
2. Корпус термостат крепится к двигателю. Местоположение термостата может различаться в зависимости от компоновки силового агрегата, но его легко найти — он всегда соединен с верхним шлангом радиатора.
Снятие
Крепление корпуса (2) термостата двигателя Z14XEP
1. Верхний шланг радиатора
3. Уплотнительная прокладка
2. Разъем электропроводки
3. Верхний шланг радиатора
Корпус (4) термостата двигателя Z18XE
1. Верхний шланг радиатора
2. Соединительный шланг системы охлаждения
3. Разьем электропроводки
3. На бензиновых моделях корпус термостата расположен открыто и не требует специальных подготовительных работ перед снятием (за исключением двигателя Z22YH). Необходимо опорожнить систему охлаждения, отсоединить от корпуса термостата все шланги и электропроводку. Замечание: На двигателе Z18XE необходимо предварительно снять крышку двигателя. Затем выверните крепежные болты, снимите корпус термостата и извлеките рабочий элемент. На двигателе Z22YH корпус термостата установлен под выпускным коллектором, — кроме вышеописанных работ необходимо снять защиту коллектора. Выверните крепежные болты и шпильку и снимите корпус термостата вместе с патрубком системы охлаждения.
4. Компоновка силовых агрегатов дизельных моделей несколько сложнее и для снятия корпуса термостата может потребоваться демонтаж компонентов, закрывающих доступ к нему, например аккумуляторной батареи с поддоном, воздуховодов впускного тракта, в некоторых случаях — топливных линий. Перед выполнением работ установите местоположение корпуса термостата и определите, какие именно компоненты необходимо предварительно снять.
Проверка
5. Основной причиной выхода термостата из строя является старение наполнителя и потеря им способности значительно изменять свой обьем в зависимости от температуры. В процессе эксплуатации могут возникнуть и механические повреждения клапана термостата.
6. Предварительно работоспособность термостата можно проверить не снимая его с двигателя. При работающем двигателе откройте капот и дотроньтесь до верхнего шланга радиатора. Внимание: Соблюдайте осторожность — при высокой температуре охлаждающей жидкости можно обжечь руку! Если двигатель только запущен и не успел набрать рабочую температуру, а жидкость в верхнем шланге уже теплая, значит клапан термостата не закрыт. Если активировалась контрольная ламп, температуры охлаждающей жидкости на панели приборов, а верхний патрубок холодный — гарантированно можно сказать, что клапан не открывает большой контур. Замечание: Это лишь приблизительный способ проверки, при этом надо быть уверенным, что все остальные компоненты системы охлаждения и контроля температурного режима функционируют исправно, уровень охлаждающей жидкости в норме. Следуйте рекомендациям,приведенным в Разделе, посвященном диагностике неисправностей системы охлаждения.
7. Наиболее точные результаты дает проверка термостата на верстаке.
8. Снимите термостат с двигателя.
9. Подвяжите к сборке термостата отрезок проволоки и опустите ее в заполненную водой емкость. Туда же опустите термометр.
Проследите, чтобы термометр и термостат не соприкасались со стенками и дном емкости!
10. Начинайте медленно подогревать воду, следя за изменением показаний термометра. Начало открывания клапана не должно происходить, прежде чем температура воды достигнет 80’С. Термостат также подлежит замене, если клапан не начнет открываться при нагреве воды до 92’С и более.
11. Оцените величину полного открывания клапана, — номинальное значение составляет b — а — 8 мм. В случае выявления отклонений замените термостат.
Установка
5. Установка выполняется в обратной последовательности. Обратите внимание на следующие моменты:
a) Сопрягаемые поверхности должны быть тщательно зачищены и и все уплотнительные элементы/герметик заменены;
b) При установке в кожух правильно сориентируйте термостат;
c) Крепежные болты крышки должны быть затянуты с требуемым усилием;
d) После подсоединения положение всех шлангов и патрубков должно соответсвовать первоначальному, без перегибов и скручивании.
6. Залейте в систему охлаждающую жидкость.
7. Запустите двигатель, прогрейте до рабочей температуры и убедитесь в отсутствии утечек.
Информация предназначена для автомобилей Опель Астра Н / Зафира Б 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 года выпуска.