Замену ремня выполняют в соответствии с планом технического обслуживания. Если при проверке выявлена неисправность ремня, то заменяем его вне зависимости от срока эксплуатации и пробега автомобиля. Одновременно с заменой ремня, также следует заменить натяжной ролик Определить, что подшипник ролика изношен можно с помощью стетоскопа по шуму, без разборки агрегата. Такую операцию выполняют при проверке технического состояния двигателя.
На специализированной станции технического обслуживания натяжение ремня ГРМ определяют по частоте его вибрации, с помощью специального прибора. Самостоятельно без прибора можно приблизительно оценить натяжение ремня. Для этого его поворачивают усилием пальцев руки на свободном участке между шкивами. Поскольку точность такого способа невелика, и во многом зависит от опыта, то пользоваться им следует, в крайнем случае Однако он вполне позволяет убедиться, что натяжение ремня нарушено, и требуется более тщательная проверка
Для замены ремня привода ГРМ необходимы специальные приспособления для фиксации коленчатого вала в положении ВМТ и удерживания распределительных валов в заданном положении. Также потребуются новые пластмассовые заглушки для отверстий в торце головки блока цилиндров При замене ремня их поддевают отверткой и удаляют, чтобы проверить положение распределительных валов и заблокировать их от вращения.
|
Привод ГРМ механизма, насоса системы охлаждения и масляного насоса: 1 — ремень привода газораспределительного механизма. 2 — шкив распределительного вала выпускных клапанов; 3 — шкив распределительного вала впускных клапанов; 4 — распределительный вал выпускных клапанов. 5 — распределительный вал впускных клапанов. 6 — коленчатый вал, 7 — звездочка коленчатого вала (привода масляного насоса); 8 — звездочка масляного насоса, 9 цепь привода масляного насоса, 10 — направляющий ролик; 11 — зубчатый шкив насоса системы охлаждения; 12 — зубчатый шкив коленчатого вала; 13 — натяжной ролик |
При установке ремня ГРМ без использования специальных фиксаторов невозможно обеспечить правильное взаимное положение коленчатого и распределительных валов, что в свою очередь приведет к нарушению в работе газораспределительного механизма и даже к повреждению деталей двигателя.
Учитывая это, ремень привода ГРМ следует заменять на специализированной станции технического обслуживания.
Несложно самостоятельно проверять техническое состояние ремня привода ГРМ. Завод-изготовитель не регламентирует такую работу при регулярном техническом обслуживания. Однако, проверку ремня рекомендуется выполнять на автомобилях с большим пробегом, особенно, при обнаружении течи масла из двигателя, а также после смены владельца, если возникли сомнения в том. что регулярно выполнялось техническое обслуживание автомобиля.
Основные данные для обслуживания привода ГРМ |
||
Наименование |
Номер по каталогу
|
|
Двигатель | 1,6 16 V (К4М) | 1,6 8V (К7М) |
Ремень привода ГРМ | 8201 069 699 | 8200 939 081 |
Ремонтный комплект для замены ремня привода ГРМ* | 7701 477 014 | 130С1 7480R |
Натяжной ролик | 7700 108 117 | 8200 908 180 |
Направляющий ролик | 7700 107 150 | — |
*В ремонтный комплект входят, ремень привода ГРМ. натяжной и направляющий ролики.
Двигатель 1,6 16V (К4М)
Проверка состояния ремня привода ГРМ
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.
2. Устанавливаем под двигатель домкрат и снимаем правую опору силового агрегата.
3. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем три болта 1 и две гайки 2 крепления верхней крышки ремня ГРМ.
4. Снимаем крышку.
5. Внимательно осматриваем ремень привода ГРМ. Для проверки натяжения ремня, усилием пальцев поворачиваем его посередине между шкивом распределительного вала выпускных клапанов и натяжным роликом на 35 — 45*.
Чтобы осмотреть ремень по всей длине, необходимо повернуть коленчатый вал двигателя. Его можно вращать торцовым или накидным ключом на 18 мм за болт крепления шкива коленчатого вала.
Для этого потребуется сиять грязезащитный щиток моторного отсека под правым передним крылом.
На автомобиле с механической коробкой передач можно включить высшую передачу и, вывесив правое переднее колесо, вращать его по часовой стрелке. При этом будет поворачиваться коленчатый вал двигателя.
На ремне не допускаются трещины, порезы, расслоения, раскрошившиеся и срезанные зубья. В случае обнаружения этих дефектов или потертостей до корда, ремень необходимо заменить. Также не допускается замасливание ремня, так как это сокращает срок его службы. Такой ремень тоже необходимо заменить (или, в крайнем случае, если на ремне нет механических повреждений и следов разбухания резины, можно ограничиться очисткой ремня с помощью специального состава для ухода за приводными Следует проверить расположение меток натяжителя, и при необходимости отрегулировать натяжение ремня по меткам натяжителя, либо заменить натяжной ролик с неисправным натяжным устройством. Для доступа к натяжному устройству в нижней крышке ремня привода вспомогательных агрегатов выполнено специальное устройство, закрытое крышкой.
6. Устанавливаем детали в обратной последовательности.
Замена ремня привода ГРМ
При регламентной замене ремня привода ГРМ (в соответствии с планом технического обслуживания) также необходимо заменить натяжитель.
Для замены ремня приводя ГРМ требуются специальные приспособления (стопорная планка для фиксации распределительных валов, стопорный штифт для фиксации коленчатого вала). Также необходимо будет снять правую опору силового агрегата, а для этого вывесить двигатель и надежно его закрепить от падения. Потребуются новые заглушки для отверстий в головке блока цилиндров.
Для стопорной планки в торцах распределительных валов имеются специальные пазы.
Установочный штифт НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН для удержания коленчатого вала при отворачивании болта крепления его шкива. Он только ограничивает вращение вала до положения ВМТ.
При установке ремня ГРМ без использования специальных фиксаторов невозможно обеспечить правильное взаимное положение коленчатого и распределительных валов, что в свою очередь приведет к нарушению в работе газораспределительного механизма и даже к повреждению деталей двигателя. Учитывая это, ремень привода ГРМ следует заменять на специализированной станции технического обслуживания.
Для выполнения работы потребуются домкрат, приспособления для фиксации валов двигателя, новые заглушки для отверстий в торце головки блока цилиндров и смотровая канава или эстакада.
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.
2. Снимаем защиту картера двигателя (см. тут),
3. Снимаем ремень привода вспомогательных
агрегатов (см. тут),
4. Снимаем правую опору силового агрегата (см. тут).
5. Снимаем верхнюю крышку ремня привода ГРМ (см. выше).
6. Снимаем корпус воздушного фильтра двигателя (см. тут).
7. Поддевая тонкой шлицевой отверткой, удаляем две заглушки, расположенные в торце головки блока цилиндров.
8. Ключом TORX Е14 выворачиваем резьбовую пробку из отверстия блока цилиндров.
9. Заворачиваем на ее место стопорный штифт для коленчатого вала (вместо штифта можно использовать болт М10 с длиной резьбовой части 75 мм). Плавно, без усилия, вращаем вал до упора в стопорный штифт. Это положение соответствует ВМТ.
Установочный штифт НЕЛЬЗЯ использовать для удержания коленчатого вала при отворачивании болта крепления шкива. При попытке отвернуть болт, штифт будет испорчен.
10. Отворачиваем болт крепления шкива коленчатого вала и снимаем шкив.
11. Убеждаемся в том. что коленчатый вал находится в положении ВМТ (при попытке его повернуть
по часовой стрелке, он должен упираться в стопорный штифт). В этом положении распределительные валы фиксируем стопорной планкой.
12. Ключом на 8 мм отворачиваем два болта верхнего крепления…
…и два болта нижнего крепления нижней крышки ремня привода ГРМ. Снимаем крышку.
13. Ключом ослабляем затяжку натяжного ролика. Отводя ролик в сторону, ослабляем натяжение ремня грм. Снимаем ремень привода ГРМ с зубчатых шкивов.
14. Надеваем на шкивы зубчатый ремень так, чтобы его передняя ветвь была полностью натянута. Регулируем натяжение ремня (см. ниже). При этом убеждаемся в том, что ремень установлен ровно, без перекоса и коленчатый вал не сместился из положения ВМТ (см. выше). При необходимости переустанавливаем ремень.
15. Для проверки правильности установки ремня удаляем с двигателя стопорные принадлежности. Поворачиваем коленчатый вал на 2,5 оборота. Заворачиваем в блок цилиндров стопорный штифт. Плавно, без усилия, вращаем коленчатый вал до упора в стопорный штифт. Пробуем установить стопорную планку в пазы распределительных валов. Если это сделать не удается необходимо переустановить ремень, заново восстановив правильное взаимное расположение коленчатого и распределительных валов см. выше)
16. Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности. Шкив коленчатого вала крепим болтом (момент затяжки 40 Нм, затем поворачиваем на угол 110’). Резьбовую пробку заворачиваем в отверстие блока цилиндров моментом 20 Нм.
Для регулировки натяжения шестигранным ключом на 6 мм. вставив его в отверстие 1, поворачиваем эксцентрик натяжного устройства до совмещения стрелки 3 с прорезью 2.
Гайку крепления ролика затягиваем моментом 27 Нм
Двигатель 1,6 8V (К7М)
Проверка
Необходимость выполнения работы может быть определена в ходе проверки технического состояния двигателя.
Оптимальное натяжение ремня ГРМ определяют по частоте его вибрации с помощью специального прибора. Поэтому такую работу следует выполнять на специализированной станции технического обслуживания. В крайнем случае, натяжение ремня можно проверить (но с меньшей точностью), если усилием пальцев руки поворачивать ветвь ремня на участке между шкивами распределительного вала и насоса системы охлаждения.
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и отсоединяем клемму провода от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
2. Установив домкрат под правую сторону двигателя, снимаем правую опору силового агрегата (см. тут).
3. Ключом на 13 мм отворачиваем пять болтов крепления верхней крышки ремня привода ГРМ.
4. Осматриваем ремень привода ГРМ. Для этого торцовым ключом на 18 мм поворачиваем коленчатый вал двигателя.
5. Для проверки натяжения ремня, усилием пальцев поворачиваем ветвь посередине между шкивами распределительного вала и насоса системы охлаждения на 35 — 45*.
Если не удается повернуть ремень или это требует чрезмерных усилий — ремень перетянут. Если ремень можно повернуть на больший угол — ремень не натянут. В любом из этих случаев следует отрегулировать натяжение ремня (см. ниже).
Замена
Замену ремня привода ГРМ выполняем в соответствии с регламентом технического обслуживания. Если при проверке выявлена неисправность ремня, то заменяем его вне зависимости от срока эксплуатации и пробега автомобиля. Одновременно с заменой ремня, также следует заменить натяжной ролик. Определить, что подшипник ролика изношен можно без разборки двигателя по шуму, с помощью стетоскопа.
Нужен домкрат или подставка, регулируемая по высоте
1. Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов (см. тут).
2. Снимаем верхнюю крышку ремня привода ГРМ (см. выше).
3. Снимаем крышку. Торцовым ключом на 18 мм поворачиваем коленчатый вал двигателя в положение, при котором метка на шкиве распределительного вала будет вверху.
4. Включаем высшую передачу, фиксируем автомобиль стояночным тормозом и подкладываем под колеса противооткатные упоры. Торцовым ключом на 18 м м отворачиваем болт крепления шкива коленчатого вала, извлекаем болт и снимаем шкив с коленчатого вала двигателя.
5. Ключом на 8 мм отворачиваем три болта крепления нижней крышки ремня привода ГРМ.
6. Накидным ключом на 16 мм ослабляем затяжку гайки крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ.
7. Снимаем ремень привода ГРМ.
8. Для замены натяжного ролика отворачиваем гайку его крепления и снимаем натяжной ролик.
9. Устанавливаем новый ролик, не затягивая гайку его крепления.
10. Новый ремень устанавливаем в соответствии с метками, нанесенными на его наружную поверхность. Для этого надеваем ремень на шкив распределительного вала так, чтобы метка Б на ремне была совмещена с меткой на шкиве, а стрелки А были направлены вперед (см. рис. ниже). Снизу надеваем ремень на шкив коленчатого вала так, чтобы передняя ветвь ремня была натянута, а метка В совпадала с меткой на шкиве.
Метки на ремне привода ГРМ: А — стрелки, указывающие правление вращения ремня; Б — метка, соответствующая метке на шкиве распределительного вала: В — метка, соответствующая метке на шкиве коленчатого вала
Вставив отвертку между болтов, поворачиваем коленчатый вал на требуемый угол
11. Специальным ключом или съемником стопорных колец поворачивая натяжной ролик, натягиваем ремень. Удерживая ролик в таком положении, накидным ключом на 16 мм затягиваем гайку крепления ролика.
Схема привода распредвала; 1 — зубчатый швив распределительного вала; 2 — метка на шкиве распределительного вала: 3 — верхняя метка (Б) на ремне привода ГРМ; 4 — зубчатый шкив насоса системы охлаждения; 5 — нижняя метка (В) на ремне привода ГРМ; 6 — метка на шкиве коленчатого вала; 7 — шкив коленчатого вала; 8 — ремень привода ГРМ; 9 — натяжной ролик
12. После регулировки натяжения ремня устанавливаем снятые детали в обратной последовательности. Перед заворачиванием болтов крепления верхней крышки ремня привода ГРМ, наносим на их резьбовую часть маслостойкий герметик.