Даже при полной синхронизации, легком переключении передач и приятном управлении сцеплением процесс переключения остается ручной работой, которая на многих водителей нагоняет страх. Поэтому и у Mercedes-Benz можно найти полезный агрегат, который разгрузит водителя от процесса смены передач: автоматическая коробка передач. Она самостоятельно решает, когда и с какой передачей двигаться. При этом имеет место, как правило, выбор между четырьмя передними передачами. И в автоматических коробках передач четвертого поколения, который Mercedes-Benz запустил в производство с весны 1995 года, пять основных ступеней скорости считаются мерилом всех последующих дел. Такие новые топ-модели Е-класса как Е 320 и Е 420 серийно выходят со сборочного конвейера с самой новейшей 5-ступенчатой коробкой передач с электронным управлением.
Компактная 5-ступенчатая коробка передач в разрезе. 1. Преобразователь крутящего момента, 2. Многодисковое сцепление, 3. Комппект планетарных шестерен, 4. Шестерня, замыкающая сцепление на время стоянки, 5. Фланец выходного вала, О Поворотный рычаг рычага предварительного выбора на средней консоли.
Для пяти передних передач в новом поколении автоматических коробок необходимо иметь только три планетарных уровня и шесть переключаемых под нагрузкой элементов. Прежние коробки при том же числе передних передач имели четыре планетарных уровня и семь переключаемых под нагрузкой элементов. И как обычно в планетарных передачах, отдельные ступени передач достигались за счет прочного сцепления со свободно вращающимися элементами. Вместо ранее используемых для этой цели многодисковых муфт и ленточных тормозов инженеры Mercedes-Benz применили в коробке передач нового поколения только многодисковые муфты и фрикционные многодисковые тормоза. Преимущество: за счет управляемого сцепления можно эти переключаемые под нагрузкой элементы и качество их переключения весь срок службы коробки передач поддерживать на высоком уровне. Уменьшение числа наборов планетарных колес позволило получить особо компактную конструктивную форму: ни 5-ступенчатые коробки передач других производителей, ни 4-ступенчатые автоматические коробки передач в этом классе крутящего момента и близко не стоят к этому новому блоку переключения Mercedes-Benz. Он имеет длину лишь 600 мм и тем самым почти на 150 мм короче, чем сравнимые другие модели автоматических коробок. Только прежняя 4-ступенчатая автоматическая коробка передач отличалась компактностью — естественно, за счет отсутствия одной передачи и сцепления для блокирования гидротрансформатора. Также и при сравнении масс впереди новая 5-ступенчатая коробка передач. Со своими 80 килограммами она почти на треть меньше по весу в сравнении с другими коробками передач аналогичного типа. Снижение массы, например, обеспечивает Mercedes-Benz за счет типичного для него использования листовой стали, которая заменила чугунные и кованые детали.
Разобранная 5-ступенчатая коробка передач в сравнении с прежними автоматическими коробками обладает заметно пониженным количеством деталей.
Благодаря своей современной конструкции данная автоматическая коробка состоит всего лишь из 630 отдельных деталей. Это на 45% меньше, чем у сравнимых коробок с 5 ступенями скорости.
Так функционирует АКПП
Ядром автоматической коробки считаются так называемые наборы планетарных шестерен. Набор состоит из одной шестерни, вокруг которой вращаются три другие шестерни. За счет такого расположения кольцевая шестерня (центральное колесо) внутренним зацеплением вывернута наизнанку. Гениальным в такой коробке является способ, на основе которого выполняется переключение таких наборов шестерен. Изменение передачи осуществляется лишь удержанием или освобождением деталей планетарного набора. Таким образом, переключение выполняется без прерывания потока сил от двигателя к колесам. Об удержании и освобождении заботятся многодисковые муфты и фрикционные тормоза с гидравлическим управлением. Для удержания многоступенчатой коробки передач три набора планетарных шестерен осуществляют последовательное переключение. Таким образом и появляется трехскоростная автоматическая коробка с передачей заднего хода.
У планетарной коробки передач все шестерни постоянно находятся в зацеплении. Различные передаточные ступени создаются без прерывания силового потока за счет приведения в действие или удержания центрального колеса, планетарных колес или кольцевой шестерни. 1 приводимые в движение детали, 2 удерживаемые детали.
Проверка АКПП
При проверке функционирования, и особенно при проведении необходимых ремонтных работ, даже опытные любители должны соблюдать строгие границы. Для быстроты здесь необходимы специальный прибор и хороший практический опыт. Так, передайте гарантийной мастерской, только обученным специалистам, установочные и ремонтные работы. Ниже приведена пара простейших проверок, которые по меньшей мере помогут сузить круг поиска дефектов.
• Необходимо проверить уровень ATF при появлении неисправностей в первую очередь.
• Во время пробной поездки вы можете проверить точки переключения. Для этого в мастерской имеются точные таблицы.
• Наладка управляющего троса между коробкой передач и системой тяг сцепления является важнейшим условием для безупречной работы.
• Измерения рабочего, регулирующего и модулирующего давления — это дело мастерской. Многие параметры давления могут быть отрегулированы.
• Для суждения о процессах переключения должна быть точно согласована частота вращения холостого хода.
При появлении потерь ATF в автоматической коробке передач бросьте свой взор под днище автомобиля. Если коробка передач здесь замаслена, возможная причина уже обнаружена.
Проверка уровня масла в автоматической коробке передач
Уровень масла в автоматической коробке передач следует проверять только после смены масла или при появлении сомнений в ее герметичности. Предписанный уровень масла очень важен для безукоризненного функционирования этой коробки передач. Поэтому такую проверку нужно выполнять с особой тщательностью.
• При слишком низком уровне масла сцепление не имеет силового замыкания и проскальзывает, поскольку масляный насос всасывает воздух. Возникающее вследствие этого ценообразование вызывает преждевременный износ деталей коробки передач. Помимо этого, масло разлагается, твердеет и образует масляный шлам.
• При слишком высоком уровне масла оно через вращающиеся детали сильно вздымается и вследствие этого существенно нагревается. Это вызывает аналогичное воздействие, как и слишком низкий уровень масла, — а именно, всасывание воздуха.
ATF-наливная трубка находится в моторном отсеке. Здесь также посредством масляного щупа проверяется и уровень масла.