Двигатель Mazda 3 (BK)

Двигатель — один из наиболее сложных и дорогих агрегатов автомобиля. Поэтому к его техническому обслуживанию и ремонту подходите максимально ответственно и осторожно. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с регламентом технического обслуживания. вовремя и в полном объеме.

В данной главе приведено описание только тех работ, которые можно выполнить самостоятельно, без применения специальных приспособлений и без разборки большого числа ответственных узлов. При необходимости ремонта агрегатов, не описанных в данной главе, целесообразнее обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.

Двигатель 1,6

Моменты затяжки резьбовых соединений
Наименование деталей
Момент затяжки, Нм
Болты крепления крышки головки блока цилиндров 7-11
Болт шкива коленчатого вала 157-167
Болты крепления маховика 96-103
Пробка сливного отверстия поддона картера двигателя 30-41
Правая опора двигателя:
— болты крепления к кузову 75-105
— гайки крепления к двигателю 75-105
Левая опора двигателя:
— гайки крепления к кузову 44-61
— болт крепления к коробке передач 57-94
Нижняя опора двигателя:
— болт крепления к кузову 93-117
— гайки крепления к коробке передач 93-117

Очистка двигателя и подкапотного пространства
При эксплуатации автомобиля моторный отсек интенсивно загрязняется и. в отличие от кузова и салона автомобиля, обычно обделён вниманием при посещении автомобильных моек. Однако сильно загрязненный двигатель может «.оставить больше неприятностей, чем грязные кузов или салон. Поэтому периодически необходимо проводить очистку двигателя и подкапотного пространства.

В подкапотном пространстве расположено много электронных компонентов, в этой связи не рекомендуем проводить очистку подкапотного пространства аппаратами высокого давления (как поступают на большинстве автомобильных моек).

Очистку следует проводить в следующем порядке:
1. Отсоединяем клемму провода от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
2. Наносим специальный очиститель на детали двигателя. Этот препарат содержит высокоэффективные моющие вещества, которые быстро проникают сквозь слой пригоревшей масляной грязи и растворяют её в самых труднодоступных местах без дополнительного механического воздействия.
3. Ждем несколько минут и смываем размягчённые загрязнения слабой струёй воды. При необходимости дополнительно очищаем поверхности кистью с жёстким ворсом или тряпкой.
4. При необходимости очистки электронных компонентов лучше воспользоваться тряпкой или кистью с нанесённым на них препаратом для очистки двигателя, а затем вытереть их насухо.
5. Продуваем сжатым воздухом двигатель и подкапотное пространство для удаления остатков воды.


Двигатель Mazda 3 (BK)

6. Чтобы защитить детали двигателя от загрязнения и придать им вид новых, можно обработать моторный отсек термолаком для двигателя.

Двигатель — проверка технического состояния
1. Проверяем уровень масла в поддоне картера двигателя. Убеждаемся в отсутствии эмульсии в поддоне картера двигателя (масло на указателе уровня должно быть без белых разводов). Появление эмульсии указывает на повреждение головки блока цилиндров или её прокладки.
2. Убеждаемся в отсутствии масляных пятен в расширительном бачке системы охлаждения, а также в отсутствии бурления в расширительном бачке при работе двигателя на различных оборотах. При наличии перечисленных явлений возможны повреждение головки блока цилиндров или сё прокладки.
3. Проверяем отсутствие потеков масла из-под масляного фильтра, пробки сливного отверстия поддона картера, переднего и заднего сальников коленчатого вала, прокладки крышки головки блока цилиндров и поддона картера двигателя. В случае обнаружения утечек масла необходимо заменить повреждённые уплотнения.
4. Проверяем отсутствие разрывов резинометаллических шарниров опор силового агрегата. Повреждённые детали необходимо заменить.
5. Проверяем отсутствие шумов и стуков в двигателе. Для наиболее точной диагностики необходимо воспользоваться техническим стетоскопом.

1) Стук коленчатого вала. Глухого металлического тона, частота которого увеличивается вместе с частотой вращении коленчатого вала лита имя.
2) Стук шатунных подшипников. Прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Должен пропадать при отсоединении колодки жгута проводов от катушки зажигания.
3) Стук поршней. Стук незвонкий, приглушённый. Прослушивается при малой частоте коленчатого вала под нагрузкой.
Для устранения перечисленных выше стуков требуется разборка и дефектовка блока цилиндров двигателя. Выполнение этой работы лучше доверить специализированной станции технического обслуживания.
4) Стук впускных и выпускных клапанов. Высокого тона с равномерными промежутками. Хорошо прослушивается при работе двигателя на холостом ходу. Частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе (см. выше). Как правило, вызван увеличением зазоров в приводе ГРМ.
6. Проверяем отсутствие дымления двигателя при различных режимах работы.
Чёрный дым при перегазовках указывает на слишком богатую рабочую смесь. Это, скорее всего, может быть вызвано неисправностью в системе управления двигателем.
Сизый дым свидетельствует о попадании масла в камеру сгорания. Если дымление возникает при сбросе газа, на холостом ходу и при работе двигателя на высоких оборотах без нагрузки, но при равномерном движении дымления нет, скорее всего, изношены маслосъёмные колпачки. Если дымление увеличивается при увеличении оборотов и нагрузки и при равномерном движении за машиной тянется сизый шлейф, вероятнее всего, причиной является износ маслосъёмных колец. Для устранения этих неисправностей необходима разборка и ремонт двигателя. Выполнение этой работы целесообразнее доверить специализированной станции технического обслуживания.
Густой белый дым указывает на попадание в камеру сгорания охлаждающей жидкости. Это может быть вызвано деформацией головки блока цилиндров или повреждением прокладки головки блока цилиндров.

Система управления двигателем 1,6

Основные данные для контроля, обслуживания и ремонта
Топливо бензин с октановым числом не ниже 95
Рабочее давление топлива в топливной рампе, кПа 350-410
Сопротивление обмотки топливной форсунки при температуре 20°С, Ом 14
Тип свечей зажигания Denso SKI6PR-E11
Зазор между электродами свечи зажигания, мм 1,0-1,1
Моменты затяжки резьбовых соединений
Наименование деталей Момент затяжки, Нм
Болт крепления датчика положения коленчатого вала 8-11
Болт крепления датчика положения распределительного вала 9-11
Датчик температуры охлаждающей жидкости 16-24
Винты крепления датчика массового расхода воздуха 1
Датчик положения дроссельной заслонки 2-3
Датчики концентрации кислорода 29-49
Датчик включения нейтральной передачи 20-30
Болты крепления нижней части корпуса воздушного фильтра 8-11
Болты крепления дроссельного узла 17-25
Винты крепления регулятора холостого хода 5-7
Электропривод системы изменения длины впускного тракта VIS 7-11
Электропривод системы изменения длины впускного тракта VTS 4-6
Болты крепления топливной рампы 17-25
Болты крепления топливного бака 22-30
Болты крепления катушек зажигания 8-11
Свечи зажигания 14-22
Болт крепления клапана продувки адсорбера 17-25
Болты крепления адсорбера 9-13
Болты крепления клапана рециркуляции отработавших газов 19-22

Двигатель Mazda 3 (BK)

Расположение основных элементов системы управления двигателем: 1 — датчик положения распределительного вала; 2 — воздушный фильтр; 3 — электронный блок управления двигателем; 4 — клапан продувки адсорбера; 5 — электропривод системы изменения длины впускного тракта VIS; 6 — трос привода дроссельной заслонки.

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) представляет собой комплексную систему, предназначенную для приготовления топливовоздушной смеси в пропорции и количестве, необходимых для различных режимов работы двигателя, подачи этой смеси в цилиндры и ее воспламенения. В состав системы управления двигателем входят электронный блок управления (ЭБУ), информационные датчики (по их сигналам ЭБУ определяет режим работы двигателя) и исполнительные устройства (служат непосредственно для изменения состава и количества топливовоздушной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя и момента её воспламенения).

В зависимости от функционального назначения система управления двигателем подразделяется на:
• электронную систему управления:
• систему впуска воздуха;
• систему подачи топлива;
• систему зажигания;
• систему ограничения вредных выбросов.

Для очистки топлива и воздуха, поступающих в цилиндры двигателя, используются топливный и воздушный фильтры. Топливный фильтр выполнен в сборе с топливным модулем и расположен в топливном бакс. В процессе эксплуатации не требует периодической замены.

Датчик положения коленчатого вала установлен у шкива коленчатого вала.

По сигналам этого датчика ЭБУ определяет частоту вращения коленчатого вата и его положение. Датчик положения коленчатого вала единственный, при неисправности которого работа двигателя невозможна, при этом на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.

Датчик положения распределительного вала установленна крышке головки блока цилиндров рядом с маслозаливной горловиной.

По сигналам этого датчика ЭБУ отслеживает положение распределительного вала впускных клапанов для синхронизании открытия топливных форсунок в соответствии с рабочими тактами в цилиндрах двигателя.

При неисправности датчика положения распределительного вала ЭБУ переходит на резервную (аварийную) программу работы. При этом на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.

Датчик положения дроссельной заслонки установлен на дроссельном узле.

По сигналам датчика ЭБУ определяет положение дроссельной заслонки, косвенно указывающее на нагрузку двигателя. В зависимости от показаний датчика ЭБУ корректирует состав топливовоздушной смеси в соотвсгствии с положением дроссельной заслонки и определяет момент перехода двигателя з режим холостого хода. При неисправности датчика на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.

Датчик детонации установлен на блоке цилиндров двигателя за впускным коллектором. По сигналам датчика детонации ЭБУ производит корректировку угла опережения зажигания, удерживая его на границе возникновения детонации, что является наиболее оптимальным для работы двигателя. При неисправности датчика детонации ЭБУ переходит на резервную программу работы и на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. При этом возможно появление детонации (отчётливых металлических стуков в двигателе при резком увеличении нагрузки), что крайне вредно для двигателя. Поэтому до места ремонта следует двигаться не спеша, без критических ускорений.

Для замены датчика требуется снимать впускной трубопровод. Поэтому целесообразнее обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.

Датчики концентрации кислорода. На автомобиле установлены два датчика концентрации кислорода. Оба датчика установлены на выпускном коллекторе:
один (управляющий) — перед каталитическим нейтрализатором.

Двигатель 2,0

Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя
Наименование деталей Момент затяжки, Нм
Болты и шпильки крепления крышки головки блока цилиндров 8-10
Болт шкива коленчатого вала 96-104
Болты крепления маховика 108-116
Пробка сливного отверстия поддона картера двигателя 30-41
Правая опора двигателя:
— болты крепления к кузову 75-105
— гайки крепления к двигателю 75-105
Левая опора двигателя:
— гайки крепления к кузову 44-61
— болт крепления к коробке передач 56-93
Нижняя опора двигателя:
— болт крепления к кузову 93-117
— гайки крепления к коробке передач 93-117
Основные данные для контроля, обслуживания и ремонта
Топливо (по ГОСТ 51105-97) бензин с октановым числом не ниже 95
Рабочее давление топлива в топливной рампе, кПа 350-410
Сопротивление обмотки топливной форсунки при температуре 20°С, Ом 11,5-12,6
Тип свечей зажигания NGK ITR6F13
Зазор между электродами свечи зажигания, мм 1,3
Моменты затяжки резьбовых соединений
Болты крепления датчика положения коленчатого вала 6-8
Болт крепления датчика положения распределительного вала 6-8
Датчик температуры охлаждающей жидкости 10-12
Винты крепления датчика массового расхода воздуха 1
Датчик положения дрсссельной заслонки 1-2
Датчики концентрации кислорода 29-49
Датчик включения нейтральной передачи 20-30
Винт крепления датчика давления во впускном трубопроводе 3-4
Винты крепления ЭБУ 8-11
Болты крепления дроссельного узла 17-25
Винты крепления регулятора холостого хода 5-7
Болты крепления топливной рампы 17-25
Болты крепления топливного бака 22-30
Болты крепления катушек зажигания 8-11
Свечи зажигания 14-22
Болты крепления адсорбера 9-13
Болты клапана рециркуляции отработавших газов 19-22

Двигатель Mazda 3 (BK)

Расположение основных элементов системы управления двигателем (декоративная накладка двигателя для наглядности снята): 1 — катушки зажигания. 2 — электронный блок управления двигателем; 3 — электромагнитные клапаны системы изменения длины впускного трубопровода VIS и VTS; 4 — воздухоподводящий патрубок; 5 — дроссельный узел; 6 — топливная рампа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: