Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания | ||||
Размер шин | 195/65 R15 91H | 205/55 R16 91V | 205/50 R17 89V | |
Размер дисков | 6Jxl5 | 6.5Jxl6 | 6,5Jxl7 | |
Вылет дисков ЕТ, мм |
52,5
|
|||
Диаметр расположения крепёжных отверстий PCD, мм |
114,3
|
|||
Давление воздуха в шине, бар | ||||
— летние шины (передние/задние) | 2,2/2,2 (частичная загрузка); 2,3/3,1 (полная загрузка) | |||
— зимние шины (передние/задние) | 2,2/2,4 (частичная загрузка); 2,3/3,2 (полная загрузка) | |||
Минимально допустимая высота протектора шины,мм | 1,6 | |||
Размер шины запасного колеса | Т115/70 D15 | Т125/70 D16 | ||
Размер диска запасного колеса | 4Тх15 | 4Тх16 | ||
Смазка для элементов подвески | «Литол-24* или аналоги Hytex ЕР-2; Mobilux 2,3,ЕР-2,ЕР-3; Castrol LMX. |
Моменты затяжки резьбовых соединений | |
Наименование деталей | Момент затяжки, Нм |
Гайки крепления колеса | 88-117 |
Болты крепления ступицы заднего колеса | 49-65 |
Контргайка наконечника рулевой тяги | 69-98 |
Гайка регулировочного болта задней подвески | 80-100 |
Углы установки колес | ||
Параметры | Значение для передних колёс | Значение для задних колёс |
Угол развала | —1°30’+0°00′ | -2°06′-0°36′ |
Угол схождения | 0°00’+0°22′ | 0°00’+0°22′ |
Продольный наклон оси поворота | +2°17+3°47′ | — |
Завод-изготовитсль устанавливает на автомобиль колёса со стальными или легкосплавными дисками для бескамерных шин. Обозначение диска, например, 6,5Jxl6 Н2 ЕТ 52,5 расшифровывается так: 6,5 — ширина обода в дюймах; J — условное обозначение профиля обода; 16 — посадочный диаметр обода под шину в дюймах; Н2 — обозначение формы посадочных полок обода; ЕТ — условное обозначение вылета обода; 52,5 — вылет обода в миллиметрах.
Вылет обода (ЕТ) — это расстояние между плоскостью, разделяющей обод колеса пополам (плоскость, равноудалённая от бортов обода) и привалочной (крепёжной) плоскостью колеса.
Автомобиль комплектуется бсскамсрными шинами. Обозначение шины, например. 205/55R16 9IV расшифровывается следующим образом: 205 — ширина профиля в миллиметрах; 55 — отношение высоты профиля к его ширине в процентах; R — обозначение радиальной шины; 16 — посадочный диаметр шины в дюймах; 91 — индекс нагрузки (максимально допустимая нагрузка на шину 615 кг); V — индекс скорости (максимально допустимая скорость 240 км/ч). Максимальная нагрузка на шину (M AX LOAD) дублируется в расшифрованном виде вместе с указанием максимально допустимого давления (МАХ АТ) воздуха в шине. Давая рекомендации в выборе тех или иных шин, завод-изготовитель исходит из условий обеспечения максимальной устойчивости, управляемости, проходимости и безопасности автомобиля. Так. колеса с большим вылетом могут задевать за детали тормозных механизмов, а с меньшим — увеличивают нагрузку на подшипники ступиц и могут привести к непредсказуемому поведению автомобиля при экстренном торможении или в случае отказа одного из контуров тормозной системы.
Высокопрофильные шины могут задевать за детали кузова при максимальных ходах подвески, а широкие — тереться о лонжерон автомобиля или его крыло при больших углах поворота. Шина с меньшим индексом нагрузки может лопнуть под максимально загруженным автомобилем, а занижение индекса скорости чревато разрушением шины при движении на высокой скорости.
Индексы скорости | |
Индекс | Скорость, км/ч |
F | 80 |
G | 90 |
J | 100 |
K | 110 |
L | 120 |
M | 130 |
N | 140 |
P | 150 |
Q | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
T | 190 |
H | 210 |
V (VR) | 240 |
W (ZR) | 270 |
Y (ZR) | 300 |
Шины, которые могут быть установлены на автомобиль, бывают трёх типов: летние, зимние и внесезонные. Если автомобиль эксплуатируется круглый год, а зима снежная, лучше иметь два комплекта колёс: с зимними и летними шинами. Зимние шины изготовлены из более мягкой резины, что позволяет им не «каменет* при отрицательных температурах, а на протекторе выполнены узкие волнистые прорези — ламели.
Это позволяет шине лучше цепляться за шероховатости покрытия. На боковинах зимних шин обычно нанесена надпись M+S или М. S. Возможность использования зимой шипованных шин зависит от конкретных условий эксплуатации автомобиля. Следует учитывать, что шипы предназначены для улучшения сцепных свойств шины только на скользком твёрдом покрытии, таком как лёд или укатанный снег. В остальных случаях шипы бесполезны, а на асфальте даже немного ухудшают сцепление шины с дорогой.
Согласно «Приложению к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», запрещается эксплуатация легкового автомобиля: — если высота протектора шин составляет менее 1,6 мм; — с шинами, имеющими внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины; — если отсутствует гайка (болт) крепления или имеются трещины диска и ободьев колёс, имеются видимые нарушения формы и размеров крепёжных отверстий; — если шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства; — если на одну ось автомобиля установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные. Также сзади механических транспортных средств, имеющих шипованные шины, должен быть установлен опознавательный знак «Шипы» в виде треугольника белого цвета с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» чёрного цвета.
Использование зимней шины летом приводит к её интенсивному износу. Всессзонные шины можно использовать круглый год. От остальных шин их отличает надпись A LL SEASON или TOUS TERRAIN на боковине. По своим показателям они удовлетворительно себя ведут в различных погодных условиях, но при этом летом проигрывают по эксплуатационным показателям летним шинам, зимой — зимним.
Рисунок протектора может быть универсальным или направленным и не регламентирован требованиями завода-изготовитсля автомобиля. При направленном рисунке протектора на боковине шины нанесена надпись ROTATION и стрелка, указывающая направление вращения колеса при движении автомобиля вперёд. Частным случаем направленного рисунка является асимметричный. В этом случае на боковине нанесена надпись OUTSIDE, которая при монтаже должна находиться с наружной стороны.